АвтоДела

14/2006
03/2006
19/2005
13/2005
02/2005
27/2004

15/2004

05/2004
27/2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта




  главная    содержание    форум    архив  

Тест

15/2004

Радар-детекторы

COBRA 9150
COBRA XR-1010
MONGOOSE UB-180 MX
MONGOOSE UB-720 TX
SAVER 255
SAVER G-215
STAR 2010
Адвайзер М262-ХК


Езда по большинству крупных московских автомагистралей уже давно перестала «укреплять мышцы рук» автолюбителей, теперь почти не приходится крутить руль «от упора до упора», дабы объехать глубокие выбоины в асфальте. Однако есть одна закономерность. Спустя некоторое время после того как то или иное «направление» переименовывают наконец в «шоссе», ездить по нему становится значительно труднее. Буквально под каждым кустом и за каждым поворотом несет «боевое дежурство» сотрудник ГИБДД, контролирующий соблюдение скоростного режима. Мера, безусловно, оправданная, данные статистики по ДТП в нашей стране просто устрашающие.

Теперь подойдем к вопросу философски: чем может служить штраф, взятый (будем надеяться в соответствии с законом и на законных же основаниях) с водителя за превышение скорости? Наверное, стимулом к соблюдению ПДД.

Но вот почему-то «засады» зачастую устраивают не на опасных участках дороги, то есть там, где это действительно нужно, а в более прозаичных местах — в конце затяжного спуска или после «мобильного» знака «ограничение скорости 50 км/ч», поставленного за тридевять земель от населенных пунктов, «зебр» и перекрестков?

ТОТ САМЫЙ ДОПЛЕР?

Для начала веселая история из реальной жизни. Представьте себе теплый летний вечер, ровное шоссе, веселую компанию, направляющуюся отдохнуть за город. В салоне играет зажигательная музыка, и экипаж постепенно настигает неспешно движущийся в крайней левой полосе патрульный Ford «Crown Victoria» и виснет у него на хвосте. «Погоня» продолжается примерно 10 минут, после чего сотрудники ДПС, вместо того чтобы перестроиться правее, начинают «отрываться». К удивлению блюстителей порядка «веселый экипаж» не отстает и продолжает маячить в зеркале заднего вида патрульной машины. Когда стрелка спидометра уверенно застыла на отметке 170 км/ч, в салоне Ford стало намного оживленнее: стекло окна правой передней двери опустилось, из него сначала высунулась рука с радаром, а через некоторое время чуть ли не вся верхняя часть туловища сотрудника ГИБДД. Прицельный огонь длился уже довольно долго, но на лице стрелка, упорно сопротивлявшегося сильному ветру, читалось полное недоумение... В конце концов, рука его дрогнула, и хитрый прибор, по всей видимости, «запеленговал» придорожный указатель развязок. На крыше патрульной машины мгновенно вспыхнула сине-красная «люстра», и окрестности сначала огласил протяжный вой сирены, а затем голос из мегафона в приказной форме рекомендовал: «Прижаться к обочине и остановится!».

Выскочивший из служебной машины капитан категорично заявил: «Документы давайте! Сейчас я на вас протокол буду составлять!». Водитель оказался человеком технически подкованным и напомнил ему про эффект Доплера. «Кокой еще Доплер?! У тебя превышение больше 60 км/ч!» — отвечал разгоряченный инспектор. Видимо, имя австралийского ученого, ровно как и эффект, названный его именем, не вызвали у него никаких ассоциаций с работой радара.

«Разбор полетов» дошел до предложения позвонить начальнику областного управления ГИБДД и спросить у него, что может радар и чего он не может, ну и проконсультироваться заодно в вопросах школьной физики. Такая перспектива показалась капитану не слишком заманчивой и, скрепя сердце, он вернул права законному владельцу, отложив недописанный протокол.

Вот так знание элементарных физических законов и телефонов «вышестоящего начальства» спасает от уплаты штрафов и временного лишения прав. Но этот случай скорее исключение из правил.

КТО ИСПОРТИЛ ЖИЗНЬ АВТОМОБИЛИСТАМ?

Первый в мире радар изобрел шотландский физик сэр Роберт Уотсон-Уатт в 1935 году. Впоследствии он создал и систему радиолокационного обнаружения самолетов, чем осенью 1940 года очень удивил бравых парней из Luftwaffe, долго не понимавших, почему они теряют один за другим свои самолеты в боях над Британией. Однако вернемся из воздушных коридоров на земные хайвэи.

Работа подавляющего большинства дорожных радаров основана на принципе, открытом австралийским физиком Доплером еще в 1842 году, звучит он так: «Частота звуковых и световых колебаний, воспринимаемых наблюдателем, зависит от скорости движения наблюдателя и источника колебаний».

Вот так австралийский физик, сам того не подозревая, подложил автомобилистам всего мира «порядочную свинью». Так и хочется перефразировать слова известной песни «Первым делом, первым делом самолеты. Ну а денежки? А денежки потом!».

Радиолокационный измеритель скорости излучает электромагнитный сигнал, который отражается от поверхности металлических объектов. Отраженная волна снова принимается радаром. Тут начинает работать формула Доплера: «частота сигнала, отраженного от движущегося объекта, отличается от частоты излучаемого сигнала на величину, пропорциональную скорости перемещения объекта». По разнице частот радар определяет величину скорости объекта.

ДИАПАЗОНЫ

Диапазоны частот, в которых разрешена работа дорожных измерителей скорости, определены международными соглашениями:

Х-диапазон 10,525—10,550 ГГц;

Ku-диапазон 13 ГГц (используется редко);

К-диапазон 24,150—24,250 ГГц;

Ка-диапазон 33,400—34,200 ГГц;

La — лазерный диапазон 700—1000 нм.

В России разрешены только Х, К, Ku и La диапазоны.

РАДАРЫ

В арсенале сотрудников ГИБДД на сегодняшний день довольно большой «ассортимент» измерителей скорости. Некоторые подразделения оснащаются (чаще всего в качестве эксперимента) импортным оборудованием, но подавляющее количество устройств — отечественного производства.

Дорожные радары обладают довольно обширным списком технических характеристик, мы остановимся лишь на некоторых: дальность действия, частота, режим работы, диапазон, точность и время измерения скорости.

«Сокол-М»

Выпускается в двух модификациях: «С» — позволяет производить измерения в стационарном состоянии (закрепляется на патрульной машине или работает «с руки» инспектора), «Д» — обладает также возможностью фиксировать нарушения из движущегося патрульного автомобиля.

Рабочая частота (ГГц): 10,525 (относится к Х-диапазону).

Дальность действия (м): 350.

Режим работы: импульсный.

Диапазон измерения скорости (км/ч): от 20 до 250 (для модели «Д» в режиме «патрулирования» от 40 до 250).

Точность измерения скорости (км/ч): ± 1 (для модели «Д» в режиме «патрулирования» ± 2).

Время измерения (с): 0,4.

«Искра»

Выпускается в трех модификациях: «1» — работает в стационарном состоянии с селекцией целей по направлению (приближение/удаление), «1В» — работает в стационарном состоянии без селекции целей по направлению, «1Д» — может работать как в стационарном состоянии с селекцией целей по направлению, так и в движении, из патрульного автомобиля.

Рабочая частота (ГГц): 24,150—24,250 (относится к К-диапазону).

Дальность действия (м): 300 (модель «1»), 500—800 (модели «1В» и «1Д»).

Режим работы: импульсный.

Диапазон измерения скорости (км/ч): от 30 до 180 (в «стационарном» режиме до 220).

Точность измерения скорости (км/ч): ±2.

Время измерения (с): не более 1.

ЛИДС-2

Этот дорожный радар может использоваться и как средство измерения расстояния до различных объектов, причем позволяет задать требуемое значение максимально измеряемой дальности: 50 м, 100 м, 150 м, 200 м, 250 м, 300 м и 999,9 м. ЛИДС-2 может работать «с руки» инспектора и стационарно (закрепляется на штативе). Прибор обладает возможностью селективного выбора целей (приближение/удаление).

Рабочая частота (нм): 700—1000 (относится к La-диапазону).

Дальность действия (м): 400.

Режим работы: импульсный.

Диапазон измерения скорости (км/ч): от 0 до 200.

Точность измерения скорости (км/ч): ±2.

Время измерения (с): 0,45.

«Барьер-2»

Одна из первых моделей, поступивших на вооружение Госавтоинспекции. В наши дни уже почти не используется в крупных городах, но на федеральных трассах еще встречается.

Рабочая частота (ГГц): 10,525 (относится к Х-диапазону).

Дальность действия (м): 300.

Режим работы: непрерывное излучение.

Диапазон измерения скорости (км/ч): от 20 до 199.

Точность измерения скорости (км/ч): ±1.

Время измерения (с): нет данных.

Это самые распространенные отечественные модели, однако на дорогах автомобилисты могут встретить и «иноземные приборы»: Enforcer, Python, SpeedGun и пр.

С дальностью, диапазоном измерения скорости и рабочей частотой все ясно, а вот что кроется за режимом работы радиолокационных измерителей скорости? Этот параметр определяет длительность импульса, посылаемого дорожным радаром «в пространство».

Современные радары могут работать в трех режимах: непрерывном, импульсном, одиночной посылки. О том, чем эти режимы могут быть интересны автолюбителям, расскажем чуть позже.

РАДАР-ДЕТЕКТОРЫ

Один простенький физический закон гласит: «сила действия равна силе противодействия». Спустя некоторое время после внедрения какой-либо новейшей модели дорожного радара на рынке появляется устройство, способное его обнаружить. Иногда производитель самого радиолокационного измерителя скорости и оборудования, способного его «засечь», один и тот же — проза жизни. Настало время поговорить о радар-детекторах.

Радар-детектор обладает способностью улавливать излучения радара и сигнализировать о приближении к «засаде» ГИБДД или стационарному посту, оснащенному измерителем скорости. Обычно эти устройства могут реагировать на несколько диапазонов частот, используемых радарами, и различать их.

Обнаружив излучение радара, детектор сигнализирует об этом подачей звукового сигнала определенной тональности и/или светового сигнала, соответствующего рабочей частоте измерителя скорости (Х, К, Ku, Ка или La). Если устройство оснащено дисплеем, то показания выводятся на него.

Радар-детекторы иногда ошибочно называют антирадарами, тем не менее у двух этих приборов есть существенное отличие.

Антирадар — устройство, позволяющее не только обнаружить источник излучения (собственно радар), но и некоторым образом повлиять на его работу, а конкретнее на показания прибора и точность измерения. Кроме того, антирадары создают помехи в радиоэфире. Именно поэтому во многих странах Европы использование подобного оборудования запрещено законом и карается штрафами, зачастую с изъятием самого устройства.

У нас в стране легально изготовить и реализовать антирадар нельзя, законно использовать тоже нельзя. В КоАП есть статья №139.3, которая «за изготовление, реализацию и эксплуатацию технических средств, не соответствующих государственным стандартам и нормам на допускаемые уровни радиопомех, влечет предупреждение или штраф от 20 до 70 МРОТ с конфискацией технических средств или без таковой». Причем, «поиграв» с антирадаром, можно лишится не только его самого, но и всей домашней электроники, вплоть до настенных кварцевых часов.

Несмотря на всю «безобидность» радар-детекторов, в некоторых странах Евросоюза, трех американских штатах и в Белоруссии они запрещены к применению. Инспектор дорожной полиции будет вправе оштрафовать водителя, даже если радар-детектор не подключен и просто лежит в «бардачке» автомобиля.

ВЫБОР

Сейчас остановимся на характеристиках, которые необходимо учитывать при выборе радар-детектора.

1. Дальность обнаружения.

Основной параметр, от него зависит эффективность работы самого устройства. Главное, чтобы при встрече с радаром детектор смог обнаружить его раньше, чем инспектор сможет замерить скорость автомобиля.

Большинство современных моделей работают в двух режимах: «Город» и «Трасса».

В первом случае активируется защита от ложных срабатываний, так как мегаполисы буквально напичканы источниками радиоизлучения, на которые будет реагировать детектор. Защита представляет собой фильтр радиопомех, в основе которого лежит встроенный колебательный контур большой чувствительности и избирательности — супергетеродин (принцип его работы основан на преобразовании несущей частоты радиосигнала до начала детектирования, без изменения закона модуляции). Поэтому дальность обнаружения в режиме «Город» составляет в среднем от 500 до 1500 м.

В режиме «Трасса» дальность может доходить до 3500 м, а у некоторых приборов до 7000 м.

2. Количество определяемых частот.

Тут чем больше, тем лучше. Приобретая детектор, воспринимающий все диапазоны частот (Х, К, Ku, Ка и La), можно в определенной мере чувствовать себя если не «защищенным», то «предупрежденным».

3. «Радиус» пеленгации.

Этот параметр важен только для устройств, воспринимающих лазерное излучение (La). Значение 180 означает, что радар-детектор сможет определить лазерный радар только впереди машины, а 360 — соответственно впереди и сзади.

4. Опции.

• Определение VGA

Как мы уже упоминали, в ряде стран детекторы запрещены, поэтому на вооружении дорожной полиции кроме радаров есть специальная аппаратура VG-2, которая их «вычисляет». Принцип ее действия заключается в следующем: автомобиль облучается сигналом определенной частоты и по наличию/отсутствию помех в отраженном сигнале прибор распознает, установлен в машине детектор или нет. Производители радар-детекторов оснащают некоторые модели устройств функцией определения VG-2. После того как детектор обнаружит сигнал, посылаемый прибором VG-2, он просто отключается на определенное время.

• Safety Alert (SA) или Safety Warning System (SWS)

Без малого 10 лет назад за рубежом был принят стандарт SWS (SA). В переводе на русский это звучит как «Система Раннего Предупреждения» (СРП). SWS (SA) хорошо себя зарекомендовала и активно используется в США и Канаде. Радиопередатчиками данного стандарта оснащаются автомобили дорожной полиции и опасные участки автомагистралей. В их задачу входит заблаговременное оповещение водителей о той или иной опасности, возникающей на шоссе: пробка, авария, дорожные работы, гололед, туман и т.д. Эти сигналы выводятся на дисплей радар-детекторов, оснащенных системой SWS (SA).

В России SWS (SA) не развита вообще, так что для нас эта опция фактически бесполезна, но будем надеяться.

ОН РЕАГИРУЕТ НА ИМПУЛЬС?

Вернемся к режимам работы дорожных измерителей скорости.

После появления «Искр» и «Соколов» последнего поколения поползли слухи о том, что запеленговать данные устройства не может ни один отечественный и импортный радар-детектор. Но ведь использовать можно только четыре разрешенных диапазона: Х, К, Ku и La, которые без труда воспринимает большинство детекторов. Весь секрет кроется именно в режиме работы той или иной модели. Новые отечественные радары стали импульсными, именно это так затрудняет их обнаружение. Исход встречи с ними решает не только чувствительность радар-детектора, но и внимание водителя.

Идеальным для детектора и, что немаловажно, для водителя, является непрерывное излучение. Именно в таком режиме работы радара возможность его пеленгации детектором максимальна, а водитель успеет отреагировать на предупреждение и заблаговременно снизить скорость.

В импульсном режиме, а тем более в режиме «одиночного выстрела» шансов на это остается меньше, так как детектор обнаружит «опасность» в момент, когда радар уже определит скорость автомобиля. Измерение займет меньше секунды, и сбросить за это время скорость водитель просто не успеет.

ПРАВИЛА СОЗДАНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ...

Выдержки из ПДД.п.10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, в жилых зонах и дворовых территориях не более 20 км/ч.п.10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:

— легковым и грузовым (массой не более 3,5 т) автомобилям на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, а на остальных дорогах не более 90 км/ч;

— междугородним и маломестным автобусам и мотоциклам на всех дорогах — не более 90 км/ч.п.10.5. Водителю запрещается:

— превышать максимальную скорость, определенной технической характеристикой транспортного средства;

— превышать скорость, указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве;

— создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО СКОРОСТНОГО РЕЖИМА

Превышение установленной скорости движения на 10—20 км/ч — предупреждение или штраф 0,5 МРОТ.

Превышение установленной скорости движения на 20—40 км/ч — штраф 1 МРОТ.

Превышение установленной скорости движения на 40—60 км/ч — штраф от 1 до 3 МРОТ.

Превышение установленной скорости движения более 60 км/ч — штраф от 3 до 5 МРОТ или лишение права управления транспортным средством на срок от двух до четырех месяцев.

КАК ПРОХОДИЛ ТЕСТ

Основная часть испытаний проходила на загородном шоссе. Мы постарались найти участок трассы с «разнообразным» рельефом, дабы максимально приблизить тест к реальным условиям. Был выбран прямой отрезок трассы длиной 2,5 км.

Рельеф: от 0 до 1 км — ровная трасса, от 1 до 1,8 км — впадина, с незначительным спуском и подъемом (ни тот, ни другой не превышали 8%), от 1,8 до 2,5 км — ровная трасса.

Дистанцию мы разбили на 5 участков, по 500 метров каждый. У отметки «0 км» поставили автомобиль, оснащенный радиолокационным измерителем скорости «Искра-1», а от отметки «2,5 км» к нему приближался потенциальный «нарушитель скоростного режима». На каждом из пяти участков проверялась чувствительность всех детекторов в режимах город/трасса.

Теперь немного о радаре

В технических характеристиках «Искра-1» напротив графы «максимальная дальность измерения скорости» указано: 500—800 м. Известно, что на этот параметр сильное влияние оказывают погодные условия, в нашем случае день был ясный и солнечный, так что минимальным безопасным расстоянием (т.е. расстояние, на котором скорость «нарушителя» еще нельзя определить) можно смело считать 1 км. Излучение у данного прибора — импульсное, что должно было осложнить «пеленгацию» радара детекторами. И последнее, наш измеритель скорости работал в автоматическом — стационарном режиме.

Оценочная шкала дальности обнаружения детектором радара на определенном этапе представляла собой следующее: 1) детектор не обнаружил источник излучения — в этом случае прибор получал 0 баллов; 2) прием сигнала был неуверенный — 3 балла (под неуверенным приемом стоит понимать преобладание световой сигнализации, при этом импульсы поступают с разной периодичностью так, что сигнал можно трактовать как ложный; 3) прием сигнала был уверенным — 7 баллов (звуковой сигнал сменяется световым, импульсы нерегулярны); 4) прием сигнала был очень уверенным — 10 баллов. Далее баллы суммировались для получения окончательного результата.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

На наш взгляд, штрафными санкциями обуздать пыл «гонщиков» никому еще не удавалось. Задача в принципе проста: сделать так, чтобы водитель снижал скорость именно там, где это действительно необходимо, хоть до 20 км/ч, хоть до полной остановки. Радар-детекторы в этом случае могут служить не только «спасителями от изъятия МРОТов у населения», но и реальным подспорьем в борьбе за соблюдение скоростного режима, снижение числа ДТП и безопасность на дорогах. А ведь именно такие цели и должны преследовать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Жаль, что иногда мы все об этом забываем.




Тест провели Иван МИШИН и Михаил РАЗИН.

Выражаем благодарность фирме
«Автомобильные компоненты» за предоставленное оборудование.






Мнения пользователей

Юрий  (2013-01-03)
Позорная статья : "Первый в мире радар изобрел шотландский физик сэр Роберт Уотсон-Уатт в 1935 году. Впоследствии он создал и систему радиолокационного обнаружения самолетов". А как же наш СОВЕТСКИЙ "радар" РУС-1 1934 года ???


Александр  (2011-01-18)
Вот еще интересный тест радаров: http://audiohit.ru/radar-detektor-obzor.html


alex  (2011-01-18)
У меня какой-то CRUNCH 2191 или типа того может работать от 2 пальчиковых батареек- удобно, что его зарядил, можешь без провода использовать, хватает надолго, себя оправдал, хотя я не гоняю.... если запищал, то лучше снизь скорость, ловит "треноги" направленные на встречные полосы....


Barm  (2009-10-08)
Вспоминается старый анекдот:
В ответ на появление в руках ГАИ новых радаров, работающих в импульсном режиме, против которых обычные радар-детекторы стали бессильны, отечественными умельцами был изобретен новый тип радар-детектора. 100% результат срабатывания был достигнут благодаря новому принципу - детектор реагировал не на радары, а на самих ГАИшников. Но в серию он так и не пошел из-за большого количества ложных срабатываний на бесцельно шатающихся вдоль дорог в больших количествах собак и козлов.


Spasatel  (2008-12-12)
У меня какой-то из серии STAR, окупился давно, много раз наблюдал, как за мной летят под 140-160 и держатся сзади, я реагирую моментально на радар, торможу резко, все кто за мной гонятся пролетают обгоняя и попадают по полной программе. Не раз меня выручал, брату купили такой же, только говорящий, удобен оказался тем, что говорит диаппазон и тем, что автоматом звук приглушает. Хочу сказать, что оправдал себя в первый день покупки, ехали из Москвы в Геленджик, спасал всю дорогу, заплатили за него, что то около 2200 руб. в Санрайзе. Реагирует действительно километров за 2,5-3,5 но гаишники тоже не дураки, и знают, как пользоваться радаром. Современные радары, включаются только в момент нажатия кнопки-курка, и не палят себя, как раньше за километры. К тожу же выбираются места в нишах за холмами и поворотами, где радар не может поймать излучения. Коротким отстрелом делаются замеры, но теперь можно смело посылать таких гаишников далеко и надолго, без видеозаписи предъявить нарушение будет трудно. Все попытки зафиксировать нарушение с видеозаписью радар ловит за много километров, потому, как это оборудование включено и излучает сигнал на несколько километров, если только не стоит во впадине.


koleso  (2008-09-12)
Какие там 2.5 км в городе? Бельтроникс мой, за штуку баксов, в режиме город ловит метров за 700-800. Статья неплохая, но по факту - реклама отстойного "Мангуста".


AJ  (2008-04-27)
Прекрасная статья.
Обидно не за то, что платишь штраф, а за то, что ГИБДДермисты кладут его себе в карман. Если бы деньги шли на пользу обществу - может тогда и дороги стали бы лучше.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

Дополнительные данные

Технические характеристики радар-детекторов

другие товары рубрики

Парковочные радары
Автомобильные CD/MP3-ресиверы
Портативные DVD и VHS плейеры
Портативные телевизоры
Навигационные системы
Автосигнализации с двусторонней связью
Блокираторы капота
Автомобильные маршрутные компьютеры
Противотуманные фары
Автомобильные компрессоры
Автомобильные холодильники



Classified

Новая жизнь журнала Фото&Техника: Галерея, Выставки, Конкурсы, Техногид


 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  



Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на auto.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. АвтоДела".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы: